«Александр Людвигович Штиглиц специально для своего особняка заказывал работы молодых немецких и австрийских художников, которые впоследствии стали знаменитыми. В результате в Петербурге оказались наиболее ранние и редкие произведениях этих мастеров», — сообщила на церемонии открытия главный хранитель Государственного Эрмитажа Светлана Борисовна Адаксина.

 

Среди представленных картин несколько не имеют аналогов в России. Например, нахождение в нашей стране крупноформатной работы «Полуденный отдых при дворе Медичи» Х. Макарта, ставшего к концу жизни первым живописцем Австро-Венгрии, в Эрмитаже считают большой удачей. Также «Диана на охоте» кисти М. фон Швинда, бывшего автором множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах, — единственное полотно автора на территории России.

Благодаря сотрудничеству Санкт-Петербургского университета и Государственного Эрмитажа каждый, кто посетит главный музей страны, получит возможность увидеть эти редкие произведения искусства, спрятанные от публики более чем на полтора столетия, отметил пресс-секретарь СПбГУ Алексей Алексеевич Заварзин: «Эта выставка — пример конкретного просветительского проекта двух мировых брендов Санкт-Петербурга — Эрмитажа и СПбГУ — в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, где именно тема образования и просвещения является цементирующей для всех мероприятий. Мы признательны реставраторам, хранителям Эрмитажа, многие из которых являются нашими выпускниками, за подвиг, который они совершили в деле восстановления и переноса в Главный штаб картин, которые были обнаружены в особняке Штиглица».

Особняк был передан СПбГУ пять лет назад — до этого в течение более сотни лет у него постоянно сменялись владельцы, в советское время здесь размещались детский дом, проектные институты и «закрытые» учреждения, строение перенесло пожар и лишилось коммуникаций. В результате в 2011 году Университет получил здание, занимающее значительный участок от Невы до Галерной улицы, в состоянии, требующем значительных вложений в реконструкцию. На время проведения работ живописные полотна из особняка было решено передать на хранение в Государственный Эрмитаж.

Всего из здания на Английской набережной, 68 в реставрационно-хранительский центр Эрмитажа переехало 13 картин: работы М. фон Швинда, Р. Циммермана, А. Виннера, Х. фон Маре и других мастеров. Две из них, «Полуденный отдых при дворе Медичи» Х. Макарта и «Возвращение с охоты» А. Лицен-Майера и А. Вагнера, — крупноформатные, шириной более пяти метров, в двери они не проходили, поэтому специалистам, под надзором Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников, пришлось снять картины с подрамников, намотать на специальный вал, который с использованием подъемного крана выгрузили через окно третьего этажа, — к таким приемам прибегают только в исключительных случаях.

Несмотря на то, что оптимальные условия для хранения живописных полотен в особняке барона Штиглица сейчас поддерживать не представляется возможным, сотрудники Университета старались, как могли, уберечь картины от разрушения, отмечают эрмитажные реставраторы. Только одно полотно из 13 потребовало вмешательства и было укреплено перед экспонированием, остальные представлены в том состоянии, в котором они хранились на Английской набережной.

Выставка доступна для посетителей Главного штаба Государственного Эрмитажа до 31 декабря 2017 года.